Содержание бизнес-плана инвестиционно-строительных проектов

Инвестиционный проект следует рассматривать как замысел, идею по приобретению, созданию или изменению объекта инвестирования с соответствующим описанием и обоснованием цели, инвестиционной привлекательности (инвестиционных качеств), а также возможностей практического воплощения. Инвестиционная привлекательность выступает обобщающей характеристикой объекта инвестирования, включающей оценку состояния объекта, инвестиционного потенциала, уровня инвестиционного риска. Что касается возможностей практического воплощения замысла, идеи, то это предполагает всесторонний анализ с использованием (при необходимости) технических, экономических, социальных, экономических и других критериев. Содержание инвестиционного проекта определяется комплексом факторов, среди которых ключевое место занимают: масштабность, степень сложности, срок реализации, достигаемый эффект и др. Отмеченные факторы оказывают существенное влияние прежде всего на такие составляющие его содержания, как: выбор концепции, разработка, осуществление и завершение проекта.

Жизненный цикл инвестиционно-строительного проекта. В нем принято выделять следующие фазы:

  • прединвестиционную фазу, которая включает следующие этапы: маркетинговые (предварительные)
  • исследования, технико-экономическое обоснование и принятие инвестиционного решения;
  • инвестиционную фазу, состоящую из последовательных этапов: проектирование, заключение договора, организация подряда, строительство;
  • производственную фазу, связанную с организацией хозяйственной деятельности, эксплуатацией строительного объекта и возмещением инвестиций.

По масштабу различают моно-, мульти, и мегапроекты. Монопроектами являются отдельные проекты по модернизации, реконструкции, ремонту, строительству небольших предприятий промышленности или других отраслей народного хозяйства. Мульти-проект представляет собой комплекс технологически связанных монопроектов, как, например, возведение системы оборонительных сооружений, создание оросительных систем и т.д. К мегапроектам относят проекты с объемом капиталовложений, превышающих 1 млрд. дол. США.

По сложности различаются инновационные и традиционные проекты. Первые связаны с большими сроками выбора концепции, разработки и освоения проекта, тогда как на вторые требуется гораздо меньшие сроки.

По срокам осуществления инвестиционные проекты классифицируются на краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По достигнутому эффекту различаются проекты с низкой, средней, высокой и сверхвысокой степенью доходности и рентабельности инвестиций.

Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содер­жащий в структурированном виде всю информацию о проекте, не­обходимую для его осуществления. Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности

Потребность в бизнес-плане четко прослеживается при решении многих актуальных задач, таких, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; разработка проектов создания част­ных фирм; выбор видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями; составле­ние проспектов эмиссии ценных бумаг и т.п.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприя­тия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изу­чить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оце­нить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с воз­можными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкла­дывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их пре­одолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализа­ции проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанали­зировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалис­тичность. В международной практике считается, что без бизнес-пла­на вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Примерное содержание бизнес-плана:

— титульный лист;

— меморандум о конфиденциальности;

— аннотация – краткая информация о проекте, служащая для первичного ознакомления;

— раздел 1: раскрывается суть и эффективность проекта, основные источники его финансирования и возможности реализации;

— раздел 2: описывается текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры;

— раздел 3: описывается область применения данной продукции, ее технические характеристики, конкурентоспособность и т.д. (в некоторых бизнес-планах разделы 2 и 3 могут быть объединены);

— раздел 4: маркетинг и сбыт продукции: рассматривает требования потребителей к продукции, стратегию продвижения на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов;

— раздел 5: производственный план: анализируются возможности осуществления производства по проекту – наличие площадей, технологии, необходимых ресурсов и инфраструктур, а также требуемого кадрового обеспечения;

— раздел 6: организационный план: дает представление о команде управления проектом и ведущих специалистов, о возможных партнерах о реализации проекта, а также демонстрирует правовое обеспечение и имеющиеся льготы;

— раздел 7: финансовый план: содержит нормативы для проведения финансово-экономических расчетов, приводит калькуляцию себестоимости продукции, источники финансирования с схему выплат по кредитам;

— раздел 8: раскрывает направленность и значимость проекта; в нем также приводятся показатели эффективности реализации проекта (В некоторых бизнес-планах  разделы 7 и 8 объединены);

— раздел 9: описывает предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам;

— приложение к бизнес-плану: включают документы, подтверждающие или дополняющие информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Как правило, к бизнес-плану прилагаются копии документов. Оригиналы предъявляются по дополнительному требованию.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *